Меню сайта

Речевое развитие на третьем году жизни.

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай — дает — не дам, киса — кису — кисе и т.д. Ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь — это основной способ познания мира, формирования мышления.

У ребенка на третьем году жизни возрастает потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка?, Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: Что это? Зачем? Куда? Когда? и т.п.

Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зеленый, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочиненных, а позже — сложно-подчиненных. Ребенок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» — эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием. Ребенку на данном возрастном этапе становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это? и др. Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные по артикуляции согласные звуки: ш, ж, т, щ, с, з, ц , л, р — они заменяют на более простые.

Речевое развитие ребенка на четвертом году жизни.

На четвертом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она еще далека до совершенства.

Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это? Зачем? Для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объем словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как «детское словотворчество» (К.И. Чуковский «От двух до пяти»). Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вместо лопатка и т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.

Показатель правильного развития детской речи — появление способности у ребенка после трех лет оценивать свое и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твердых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, г, щ, л, р.

Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Так, например произношением звука ж ребенок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более легкие по артикуляции звуки: на д', потом на з', далее на з. Следовательно, в разные возрастные периоды слово жук будет звучать в детской речи как «дюк», «зюк», потом «зук» и, наконец, «жук». Но и после овладения правильным произношением звука ж ребенок будет еще какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на з, пока не овладеет стойким навыком произношения. А научившись правильно произносить ж в связной речи, ребенок начнет употреблять его вместо звука з, произнося «жуб» вместо зуб. В таких случаях родители должны помочь ребенку (см. раздел «Речевой материал для устранения недостатков речи»).

Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название «возрастное косноязычие» или «возрастная дислалия».

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

0-1 год А, У, И, П, Б, М 
1-2 года О, Н, Т", Д",Т, К, Г, Х, В, Ф 
2-3 года Й, Л", Э, С" 
3-4 года Ы, С, З, Ц 
4-5 лет Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Р"

Речевое развитие ребенка на пятом году жизни.

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.

В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребенка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.

У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш, р, р', л, л'. Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:

- четкой, неторопливой;

- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

- грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения. Речь взрослых — образец для детей. 

При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

В то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребенка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развернутыми фразами, ускоренным темпом, как бы «захлебываясь», то все это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя «перегружать» речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Главная роль в коррекции речи ребенка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.

Своевременная диагностика, а также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют ребенку с психоречевыми нарушениями к 4-6-и годам приблизиться к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.

Речевое развитие ребенка на шестом году жизни.

Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).

Развитие речи ребенка 5-6 лет

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р]. Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.

В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.

Речевое развитие ребенка на 7 году жизни.

Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры окружающих людей, прежде всего взрослых. На седьмом году речь ребенка становится более точной в структурном отношении, развернутой, логически последовательной. Разнообразные игры требуют соблюдения и объяснения правил, поэтому дети начинают пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности выражения, передачи последовательности действий.

Произносительная сторона речи ребенка достигает высокого уровня, используются разнообразные средства речевой и языковой выразительности, внятно произносятся все слова, фразы. Дети постепенно осваивают нормы литературного произношения.

Характеристика речи шестилетнего ребенка Фонематический слух ребенка формируется на основе речевого общения. Уже к концу раннего возраста дети различают по смыслу слова, отличающиеся одним звуком. Однако способность производить звуковой анализ слов формируется гораздо позже. Этому способствует осознание словесного состава речи. У детей появляются попытки осмыслить значение слов, объяснить их происхождение, сопоставить с другими созвучными словами. Дети упражняются в сочинении рифм, намеренно видоизменяют слова, «изобретают» новые слова. Звуковая оболочка языка становится предметом деятельности ребенка: словотворчества, стихосложения. Постепенно развивающееся языковое чутье, умственная работа над языком приводят к осознанному отношению к речи. Перед школой важно научить ребенка составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам, вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нем, называть слова по порядку.

Ребенок должен освоить звуко-слоговой анализ слов: научиться определять количество и последовательность звуков и слогов в односложных и двусложных словах, место каждого звука в слове; сравнивать слова по звуко-слоговому составу, а также преобразовывать слова. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом.

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основными результатами которого являются освоение предметного и социального окружения, роли дошкольника, а также готовность к систематическому обучению. В играх и занятиях с детьми седьмого года важно воспитывать уважение к старшим, заботливое отношение к младшим, доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и дисциплинированность. Развивая у ребенка интерес к познанию окружающего мира предметов и вещей, машин, природы, людей, взрослым следует обращать внимание и на формирование навыков учебной деятельности, среди которых наиболее важными являются умение слушать и запоминать, понимать задание и действовать по определенным правилам, умение действовать по плану и способность к оценке своей деятельности, умение преодолевать трудности и неудачи и принимать помощь взрослого и сверстника, умение связно выражать в речи свои мысли и чувства и культурно общаться в среде сверстников и взрослых.